Социальная адаптация участников СВО: Трудности и Решения

15 мая 2025 года в стенах Института права и национальной безопасности РАНХиГС состоялся значимый круглый стол, посвящённый проблемам социальной адаптации участников специальной военной операции (СВО). Эксперты собрались вместе, чтобы обсудить одну из важнейших современных российских проблем — возвращение фронтовиков и их семей обратно в мирную жизнь. Несмотря на очевидную значимость вопроса, Россия испытывает серьёзные трудности в обеспечении необходимой социальной поддержки, охватывающей физическую реабилитацию, психологическую поддержку, трудоустройство и защиту от криминальных проявлений.

Эти вопросы нельзя решить исключительно выплатами и льготами. Нужна целостная система, действующая «ещё вчера». Однако реальность такова, что зачастую социальная инфраструктура не способна эффективно справляться с огромным количеством запросов и потребностей ветеранов.

В этой статье мы представим обзор выступлений участников.

Дефицит помощи и ресурсы будущего

Николай Гапоненко, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономической безопасности Института права и национальной безопасности РАНХиГС, проанализировал опыт социализации участников Афганской и Чеченских войн. Спикер отметил усилия государства по медицинской реабилитации, экономической поддержке, социальной интеграции, профессиональной переподготовке и трудоустройству ветеранов. Официальная информация о последствиях войн очень скудна, однако позволяет выявить основные проблемы ветеранов: дефицит качественной медицинской и особенно психологической помощи, труднодоступность материальной поддержки, сложности с трудоустройством.

Была изучена статистика криминализации и маргинализации участников боевых действий. Точныхданных нет, но по разным источникам можно сделать вывод, что от 1-3 до 10-15% ветеранов оказываются жертвами преступлений или сами начинают нарушать закон. «Важнейшим фактором риска становится отсутствие современной и качественной социальной адаптации, психологической помощи, материальных стимулов для включения в нормальную жизнь общества», – отметил докладчик.  

Эксперт сформулировал основные проблемы, которые достались нам в наследство от Афганской и Чеченской войн, не получив должного внимания: «Во-первых, это посттравматическое стрессовое расстройство, ПТСР.  Это нарушение семейных отношений. Безработица и потеря квалификации. Низкий социальный статус. Доступ к медицинским услугам. Стремление скрыть травмы и переживания. Алкогольная зависимость, наркомания. Недостаточность организационный и институциональной поддержки. И, соответственно, семейные трагедии, трагические судьбы детей, жен погибших». 

Николай Гапоненко предлагает сосредоточить усилия на социализации ветеранов: «Те организации, которые на сегодняшний день существуют, в большей степени помогают тем бойцам, которые получили физические увечья. Но есть гигантское количество людей, которые получают легкие ранения, неярко выраженные физические травмы. Вот они как раз остаются за бортом и вынуждены всё это переживать. Если эти вопросы не будут решены, мы столкнемся с очень серьезной проблемой. Вопросы социализации, вопросы ресоциализации должны быть проработаны, механизм должен быть создан».

«Основная реабилитация начинается в семье»

Научный сотрудник Института социологии РАН Татьяна Горина рассказала об исследовании проблем семей участников СВО. С 2023 года социологи в разных регионах России проводят фокус-групповые дискуссии среди женбойцов, вдов и матерей погибших. Цель исследования -выявить, с какими трудностями столкнулись эти женщиныпосле того, как их близкие ушли воевать.  

Эксперт считает благополучие семей основой успешной ресоциализации для тех, кто возвращается с фронта: «Будет готова семья, будет хорошая обстановка в семье, и человек будет реабилитироваться наиболее успешно». Это не значит, что все заботы должны пасть на хрупкие плечи жен и матерей участников СВО – наоборот, семьи бойцов требуют дополнительного внимания со стороны государства. 

Проблема, которую отметили практически все участницы фокус-групп – отношение общества: «Родственники участников СВО говорят о непонимании окружающих, об их позиции «лишь бы нас не трогали». И эта аудитория замыкается, она дистанцируется от остального социума: «Реально мы уже отдельный социум». Им наиболее комфортно в среде своих, таких же членов семьи военнослужащих как они сами, потому что там они находят наибольшее понимание».

Как показало исследование, родственники бойцов часто мало знают о положенных им льготах и выплатах. При получении поддержки они сталкиваются с бюрократизмом, «тратится много времени и сил, чтобы собрать необходимую документацию». 

Присутствуют бытовые трудности в связи с уходом близкого человека на фронт: с воспитанием детей, мелким домашним ремонтом, возделыванием огорода и т.д. 

Все отмечают, что важна психологическая поддержка, однако, сложно найти психолога, с которым они готовы делиться своимипроблемами. 

Еще одна важная тема – готовность к приходу ветеранов, к тому, что «в семью вернется уже не тот человек, а человек уже с измененной, можно сказать, психикой». 

Родственники должны понимать, как с этим работать, к кому обращаться по вопросам психологической реабилитации.

Докладчица резюмирует: «Все сложности, которые были обозначены, связаны именно с формированием человекоцентричного отношения и использованием индивидуального подхода, который используется сейчас очень редко. Наш вывод: индивидуальный подход сможет обеспечить некоммерческий сектор и малый бизнес в рамках организации социального обслуживания. И это позволит решать проблемы оперативно, объяснять сложные формулировки простыми словами, прийти не по графику, а когда действительно нужно… Привлечение НКО сможет создать необходимую инфраструктуру, спектр необходимой помощи. Что необходимо именно для этой категории? Постоянство сопровождения, возможность гибкого реагирования и так далее. А главное – нужно обеспечить ту самую среду, куда люди, не получатели услуг, а те самые люди, приходят со своими болями, надеждами, могут открыться и доверить какие-то свои проблемы». 

Юридическая помощь

Марина Иванова, руководитель Юридической клиники, созданной на базе Института права и национальной безопасности РАНХиГС, рассказала, как организована бесплатная юридическая помощь участникам СВО и членам их семей: «Это взаимодействие с Уполномоченным по правам человека, это непосредственная работа с заявками и обращениями, это ведение просветительской деятельности». 

В рамках конкурса на лучшее цифровое решение был создан юридический телеграм-бот – помощник в сфере самореализации для ветеранов специальной военной операции. Докладчица рассказала о боте: «Там не только юридическая помощь, консультации по вопросам реализации прав, гарантии, выплаты и так далее, но и иные аспекты. По сути, это библиотека, первичное информирование».

Команда проекта продолжает работу над телеграм-ботом. Он лег в основу более глубокой и сложной платформы по оказанию юридической помощи участникам СВО на базе Общественной палаты Российской Федерации.

Финансовая дилемма и альтернативы. Опыт США

Александрина Хаитова, руководитель Союза поставщиков социальных услуг, проанализировала опыт социальной адаптации ветеранов в США.

Американцы стали развивать систему помощи ветеранам после войны во Вьетнаме, и это дало хороший результат для страны. Возвращение в страну сотен тысяч людей, травмированных и дезадаптированных из-за участия в войне, по словам докладчицы, «не сказалось каким-то вредоносным образом ни на экономике, ни на социуме». 

Организатором и провайдером помощи в США выступает Министерство по делам ветеранов, которое насчитывает более 360 тысяч различных специалистов на местах.

Александрина Хаитова рассказала об особенностях американской системы помощи: «Существует около 16 направлений поддержки ветеранов, среди них поддержка физического здоровья, психологическая поддержка, служба экстренного реагирования, занятость и предпринимательство, образование для ветеранов и членов их семей, финансовое консультирование, правовое консультирование и т.д. 

Все программы помощи различным категориям, в том числе супругам, родителям, детям,братьям, сестрам ветеранов, даже кураторам, невероятно проработаны. То есть, предусмотрено абсолютно всё, что может произойти в жизни человека. Программы индивидуализированы. То есть, они как конструктор выстраиваются под непосредственные нужды каждого человека».

Важно отметить, что для работы с ветеранами привлекаются сторонние организации – как бизнес, так и многочисленные НКО. Их работа оплачивается государством. Примером может служить программа бытовой и медицинской помощиветеранам на дому: «Помощники по уходу на дому работают в одобренных местных организациях, у которых есть контракт с Управлением по делам ветеранов. Что это такое? К человеку приходит соцработник, ухаживает за ним, оказывает ему бытовую помощь, медицинскую помощь, психологическую помощь, всё это оплачивается ему из местного бюджета. 

И он приходит даже не от государственной организации, а от частной организации, которая называется поставщиком социальных услуг. И в Америке на штат с населением примерно в 4,5 миллиона человек средняя численность поставщиков социальных услуг – это 800 организаций. В России эта цифра примерно в 8 раз меньше. При том, что мы считали экономику, и у нас такие цифры получались, что государственная организация обходится государству в 8 раз дороже, чем точно такая же негосударственная. То есть, если бы наша система социального обслуживания при законодательстве, которое позволяет развиваться уже 10 лет, работала, мы бы имели количество поставщиков как раз примерно такое же как в Америке. Эти поставщики у нас подхватили бы всех – и пожилых, и инвалидов, и ветеранов».   

Докладчица обозначила основные проблемы российской системы поддержки ветеранов: «явный недостаток индивидуальных программ помощи; отсутствие постоянного сопровождения ветеранов; недостаточное внимание супругам, родителям, детям и другим родственникам; неразвитость организационно-финансовых механизмов, через которые можно разворачивать недостающие виды помощи; недостаток научных исследований, которые бы позволили выработать адекватные ситуации решения». 

Эксперт убежден, что перечисленные выше вопросы можно решить за счет привлечения негосударственных организаций: «Комитет Государственной Думы по труду, социальной политике и делам ветеранов, работал над проблемой. И недавно продвигали законопроект – изменения в 442 Федеральный закон, который добавлял такие категории как военнослужащих и граждан, признанных в рамках мобилизации, как получателей социальных услуг. Мы сейчас увидели, что в результате Государственная Дума отклонила эти изменения в законопроект, сославшись на бюджет. Сославшись на бюджет, при том, что механизм социального обслуживания позволяет за счет частного сектора, некоммерческих организаций, в рамках того же самого бюджета, который сегодня выделяется, выполнять в 5-8 раз больше работ… 

Законодательные основы для этого в России сегодня есть. Проблемы, которые обсуждаем, просто можно решить. Вообще решить их надо было вчера!»

«Мы готовы вам помочь!»

Оксана Романенко, руководитель филиала Государственного фонда “Защитники Отечества” по Ставропольскому краю, поделилась опытом работы:

«Надо отметить, что, в принципе, вся система госфонда «Защитники Отечества» направлена на индивидуальное сопровождение участников спецоперации и членов их семей. К нам обратилось более 17000 человек. На самом деле, государство понимает, что семьи это непростые с точки зрения психологического состояния. Но и непростые в том плане, что у военнослужащих и их семей завышены ожидания по отношению к государству с точки зрения решения их вопросов и поддержки… Какие это меры поддержки? Мы все знаем, они достаточно серьезные. Только за последние 3 года, начиная с 2022 по сегодняшнее время, у нас в крае потрачено более 30 миллиардов рублей на выплаты… Плюс, другие меры поддержки нефинансового характера». 

Как организована работа фонда: «Мы делим парней на тех, кто имеет инвалидность, и на тех, которые не имеют инвалидности и демобилизовались по завершению контракта. Как правило это добровольцы, не мобилизованные, понятно, и не кадровые военные. Если говорить о тех, кто демобилизован и не имеет инвалидности, как мы с ними работаем? Индивидуальное сопровождение, социальный паспорт. Сразу определяем, какая существует проблематика. И дальше определяем пути решения, взаимодействуя с различными структурами в части решения их проблем. Плюс к тому, вопросы трудоустройства… Начинать обычно надо с обучения». Дальше координатор фонда взаимодействует напрямую с работодателями, а также включает ветеранов и членов их семей в существующие программы трудоустройства. 

Для людей с инвалидностью маршрут немного отличается: «Нам надо сначала поправить здоровье ребят, поставить их на ноги, и в буквальном, и в переносном смысле. И дальше уже двигаться по пути их включения в обычную жизнь. Что мы для этого делаем? Первый момент – тесное взаимодействие с медицинскими организациями. И у нас это уже отлажено. Второй момент – это соцработник, который индивидуально сопровождает наших парней-инвалидов. Инвалидность у нас разная, по разным нозологиям. Я думаю, как и в любом регионе Российской Федерации, примерно 50% из парней являются ампутантами нижних конечностей. Есть ампутация рук, есть полное лишение зрения, есть нарушения центральной нервной системы. И наша задача – сначала поправить здоровье». Налажено взаимодействие фонда с протезными предприятиями.

Порой приходится сталкиваться с проблемами наркомании и алкоголизма. Для социализации людей с зависимостями фонд сотрудничает с краевой наркологической больницей, а также с частными структурами.

Спикер гордится развитием психологической службы. В первый месяц работы к психологам пришло 4 человека. А сейчас численность консультаций превысила тысячу, причем 40% обратившихся – мужчины. Причина успеха – постоянный коллектив психологов с многолетним опытом работы в силовых структурах и личные связи с главврачом краевой психиатрической больницы.

Докладчица упомянула и о проблемах: «Проблематика: согласна с коллегами, наверное, действительно нужны какие-то научные исследования. Но практика показывает, бывает, сам парень или сама семья не хочет, чтобы в нее вошли, пока мы своим отношением не покажем: не бойтесь, наоборот, мы готовы вам помочь, обращайтесь!»

«Простое предложение работы на низкооплачиваемых позициях без перспективы карьерного роста или переподготовки не решит проблему социализации»  

Анастасия Шпак, помощник депутата Псковского областного собрания, рассказала о проблемах трудоустройства ветеранов. Государство предпринимает значительные усилия в этой сфере. Участники СВО включены в программу «Работа России». Более 45000 человек прошли профильное обучение. Более 12000 человек получили гранты до 350 тысяч рублей в рамках программы самозанятости По программе «Путь домой» уже трудоустроены более 9000 ветеранов. 

При этом Анастасия отмечает тревожную тенденцию: «По оценкам экспертов РАНХиГС, только 30-35% вернувшихся участников специальной военной операции находят стабильную работу в течение первого полугодия после демобилизации». 

В чем причины? Это психологическая дезадаптация ветеранов – посттравматическое стрессовое расстройство, тревожные и депрессивные расстройства. Это нехватка рабочих мест, особенно в депрессивных регионах с ограниченным рынком труда. Это недостаточная квалификация для гражданских профессий, так как часть участников СВО имеет лишь военные навыки. Это опасения работодателей, что ветераны военных конфликтов нестабильны, агрессивны и неуправляемы: «Это показал опрос ВЦИОМ в 2023 году: 41% работодателей настороженно относятся к найму бывших участников военных действий». 

Недооцененной проблемой является существенная разница между уровнем денежного довольствия военнослужащих в зоне специальной военной операции и средней заработной платой на гражданской службе. Базовое довольствие военнослужащих в зоне СВО превышает 200 тысяч рублей в месяц, а в депрессивных регионах уровень зарплат – менее 40 тысяч, иногда разрыв доходит до 10 раз. «Это создает демотивацию к трудоустройству и повышает риск повторной милитаризации», – считает Анастасия.  

Докладчица приводит типичный социально-демографический портрет добровольцев СВО, которые сталкиваются с проблемами при поиске работы: «Они не имеют высоких квалификаций и не имеют высшего образования. Также это люди рабочих профессий. А также лица, ранее отбывавшие наказание в местах лишения свободы».

Выводы и предложения докладчицы: «Программы ресоциализации могут быть неэффективными, если они не будут учитывать мотивационные и экономические ожидания этой группы граждан. И простое предложение работы на низкооплачиваемых позициях без перспективы карьерного роста или переподготовки не решит проблему социализации и ресоциализации военнослужащих и их интеграции в гражданское общество. И в заключении я бы хотела сказать, что процесс социализации и ресоциализации военнослужащих, участвующих в СВО или в других вооруженных конфликтах – это не только индивидуальный вызов, но и важная задача для всего общества. Таким образом, наряду с психологической и социальной адаптацией, важнейшей задачей государственной политики становится создание привлекательных условий труда для вернувшихся военнослужащих, чтобы они могли найти не только работу, но и достойную оплату, сопоставимую с тем, что они получали во время боевых действий». 

«Идет комплексная реабилитация пациентов»

Ирина Волкова, главный врач екатеринбургской клиники “Реабилитация доктора Волковой” рассказала об успешном опыте медицинской и социальной реабилитации пострадавших при боевых действиях. С апреля 2022 года в медцентре помогли 375 таким пациентам. 90% из них – действующие бойцы, 10% – мирные жители. Большинство раненых поступает с тяжелыми минно-взрывнымитравмами.

«У нас мультидисциплинарная реабилитационная команда – доктора и специалисты в области физической реабилитации, эрготерапии, медицинские психологи, медицинские логопеды-афазиологи, медсестры, медбрат по массажу,социальный работник. То есть, идет комплексная реабилитация пациентов», – говорит Ирина.

Помимо медицинской помощи в «Реабилитации доктора Волковой» уделяется серьезное внимание социализации. Проводятся концерты, экскурсии, встречи со священнослужителями разных конфессий. 

Ирина отметила, что медицинский центр не получает никаких денег от государства, работу приходится вести за счет собственных средств клиники и частных пожертвований: «Нас не финансирует государство совсем, то есть, мы не получаем никакой государственной доплаты. Мы делаем это за счет нас и еще троих наших друзей. Мы объединились два с половиной года назад, просто потому что не могли остаться в стороне. Почему мы не обращаемся в областное Министерство соцполитики? Потому что, когда мы обратились, когда мы открыли эту клинику, нам предложили работать с Соцполитикой, нас полностью кинули, так сказать, с оплатой. В общем, мы больше не стали туда даже обращаться, что-то предлагать. Отсутствие финансирования – это очень сложно. Но выживаем, работаем. И помогаем, и неплохо помогаем… Мы написали письма с просьбой о поддержке во все структуры, начиная с администрации нашего района, города, области, Мишустину и еще выше. И везде получили ответ, что всё у всех везде хорошо, и в нашей помощи, в принципе, как бы особо никто не нуждается. Но мы видим, что это всё не так. Еще как нуждаются!»  

«Всё на тоненькую»  

Елена Гаранина, руководитель ассоциация «Сподвижники»из Владимира, представила опыт своей сети НКО в ресоциализации людей с алкогольной и наркотической зависимостью. В ассоциацию «Сподвижники» входят некоммерческие организации из 29 российских регионов, у них 1000 койко-мест и более 100 квалифицированных сотрудников. 

Помимо людей с зависимостями «Сподвижники» оказывают социально-психологическую помощь пострадавшим при боевых действиях. 

Посттравматическое стрессовое расстройство могут лечить только психиатры в стационаре, но ПТСР – это не больше 10% случаев. С остальными успешно работают психологи. 

Елена Гаранина неоднократно ездила в зону боевых действий как волонтер и хорошо понимает, с чем обществу придется столкнуться после возвращения бойцов: «Патриотизма хватило где-то на 2,5-3 года. Дальше усталость. Вот сейчас уже усталость, озлобленность, раздраженность нарастают. И с учетом того, что по контракту, мы все знаем, выплаты большие, у нас идут люди с определенными проблемами социальными. Не будем скрывать, это в том числе и маргинальные привычки, это и финансовые проблемы… То есть, те семьи, которые направляют своих близких на заключение контракта, они уже направляют четко в ожидании того, что ненадолго. Скоро закончится война, надо успеть какие-то финансовые проблемы решить. Либо это люди, которые в силу своих маргинальных каких-то привычек попадают в поле зрения правоохранительных органов, судебных приставов, или просто деваться им некуда… И это семьи, которые многие уже не ждут назад, потому что уже привыкли жить одни, или, например, потратили эти выплаты, нашли им применение, дальше неинтересно. Или уходил на войну здоровый мужчина, который организовывал семью, воспитывал сыновей, детей, был сильным. Вернулся подбитый, инвалид, за которым надо ухаживать, который требует уже к себе внимания, который уже не может и детей воспитывать нормально, потому что сам ослаб. И уже нет такой силы, и уже и денег нет… И вот это всё на нас свалится, если мы не будем к этому готовы. Нас ждут достаточно серьезные, сложные потрясения, потому что ни сама система не готова: ни система здравоохранения, ни система социальной защиты, ни общество – не готово ничего».

Докладчица также рассказала о проекте родственниц участников СВО «Своя сила», в рамках которого женщины учатся первичному психологическому консультированию, а затем помогают ветеранам и членам их семей. Елена Владимировна призвала масштабировать этот опыт. 

На основании данных, много лет собираемых ассоциацией «Сподвижники» в регионах, эксперт проанализировал состояние сферы социально-психологической помощи. 

Некоммерческие организации отличатся широким спектром услуг, имеют проработанные программы и методикиреабилитации, обеспечивают высокую эффективностьпомощи и последующее трудоустройство подопечных. 

Содержание НКО обходится в 5-8 раз дешевле, чем для государственных центров. И для обратившихся это бесплатная помощь в отличие от коммерческих организаций, где либо требуют от клиентов огромные деньги и загоняют в кредиты, либо «людей используют хуже, чем собак, за тарелку супа».

При этом НКО сталкиваются с финансовыми проблемами – выживают, «всё на тоненькую». Основной источник доходов – гранты и пожертвования спонсоров. Регулярные выплатыот местных министерств соцзащиты получают очень немногие члены ассоциации. 

Например, невозможно доказать региональному регулятору необходимость стационарного обслуживания и постоянного психологического сопровождения для реабилитации. Люди с алкогольной зависимостью и участники СВО на данный момент не имеют права на бесплатное социальное обслуживание – приходится или брать с них деньги, или оформлять их как лиц без определенного места жительства. Региональные тарифы не покрывают затраты на содержание помещений и повышение квалификации сотрудников. 

По мнению эксперта, решить проблему социальной адаптации бойцов можно на базе успешных НКО. Нужно масштабировать их работу за счет регулярного государственного финансирования: «Программа социальной реабилитации есть у нас, у некоммерческих организаций. Но ее не видят, не слышат и не признают. Но вот если нам надо быстро и срочно, она у нас есть. Мы открыты и готовык масштабированию. То есть, если вам нужна действительно готовая система социальной реабилитации, она на самом деле в стране есть».

Опыт социальной адаптации: «Есть положительные, и есть отрицательные примеры» 

Владимир Рожков, эксперт от Академии труда и социальных отношений из г. Москвы, поделился своим опытом социальной адаптации различных категорий населения – военнослужащих, заключенных, воспитанников детских домов. 

К отрицательным примерам можно отнести переподготовку военнослужащих при выводе Западной группы войск. Офицеров и солдат нередко обучали специальностям, по которым не было вакансий. Потом их пришлось переучивать.

Вернувшихся из Афганистана обучали и помогали им открыть свой бизнес: «Была проблема, что предложение заработных плат ориентировочно 30-40, а переходить с 200 и прочего очень тяжело. Поэтому ориентировали их на создание собственного дела. То есть, подключаются местные органы поддержки предпринимательства и помогают им на базе полученных специальностей организовать свое дело… То, что сильно ощущалось, конечно, – отсутствие социально-психологической помощи… Предприятия инвалидов имели огромные льготы». Полезным опытом социальной адаптации «афганцев» было создание каталога профессий – какие военные профессии соответствую гражданским специальностям. Также успешно прошло обучение профессиям, с которыми трудоустройство гарантировано, тогда это были программисты, системные администраторы.

Владимир Рожков рассказал о трудоустройстве заключенных, попавших под амнистию: «Каждого анкетировали, под каждого выстраивали программу… Заключенные в колонии практически получают определенную профессию, но она не подтверждена никаким документом. И мы им тогда устроили сдачу квалификационных экзаменов с присвоением профессии и разряда прямо там на месте, до выхода, чтобы у них уже было с чем прийти».  

Докладчик рассказал об успешном поиске работы для воспитанников детских домов: «У нас маршрутизация была разная, в зависимости, выпускной год или предвыпускной. Кого-то мы обучали, кого-то на летнюю занятость вписывали. И что интересно, откликнулся очень и город, и работодатели. И было отдельным постановлением муниципальным квотирование рабочих мест для участников этой программы». А организованный в Санкт-Петербурге бал для выпускников детских домов спикер считает не очень удачной затеей, гораздо полезнее был бы фестиваль рабочих мест.

Владимир Дмитриевич предложил для трудоустройства ветеранов СВО использовать метод профилирования – делить аудиторию на группы по возрасту, профессии, месту жительства и т.д. Под каждую группу создавать программу, строить маршрут: «И распределяешь, куда каждого можно дальше отправить, на какие программы».

«Государственного сектора не хватит» 

Максим Поличка, руководитель НП “Дальневосточный центр инноваций социальной сферы” из Хабаровска, предложил механизмы создания новых социальных услуг для участников СВО. Доступную и качественную социальную адаптацию сотен тысяч ветеранов и их семей невозможно обеспечить без привлечения некоммерческих организаций. 

К сожалению, Госдума недавно отклонила поправки в 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации». Поправки касались бесплатной помощи для ветеранов СВО. 

Но депутаты сослались на проблемы с бюджетом, хотя эти поправки очень важны. 

Получатели социальных услуг из разных регионов России имеют равные права. Но чтобы обеспечить им равные условия во всех регионах, необходимо внедрить единые минимальные федеральные стандарты социального обслуживания – закрепить их единое содержание. 

Следовательно, нужно унифицировать региональные тарифы на социальные услуги, сейчас расценки могут различаться в сотни раз. 

Второе. Важно обеспечить добросовестную конкуренцию между государственными и негосударственными поставщиками социальных услуг – это возможно, если определиться с понятием рынка социальных услуг. Максим Анатольевич подчеркнул: «Нам нужно определиться по поводу рынка социальных услуг, понятия рынка социальных услуг. И приложить все силы для того, чтобы и негосударственные поставщики, и государственные предприятия работали по одинаковым тарифам. Чтобы у нас были экономически обоснованные тарифы на оказание услуг на этом рынке. Потому что государственного сектора не хватит для оказания услуг всем гражданам, которые являются получателями услуг по законодательству. 

И чтобы на этот рынок достойно приходили негосударственные поставщики. И чтобы этот весь огромный объем услуг, которые необходимы нашему населению, а особенно в данной нашей ситуации, ребятам с СВО, они могли оказывать на равных условиях. И это было также для них экономически обоснованным».

«Окно возможностей»

Павел Акулов, юрист БФ «Я особенный» из Екатеринбурга, подготовил предложения по унификации правового регулирования на всей территории России. 

Это должно стать драйвером развития социального обслуживания как для ветеранов СВО, так и для всех других категорий нуждающихся в помощи. 

Для участников боевых действий и их семей налажены выплаты и предоставление льгот – социальное обеспечение. 

Но есть много сложностей с мерами поддержки нефинансового характера, с услугами от человека человеку – с развертыванием системы социального обслуживания. 

Эта сфера регулируется 442-ФЗ, «Законом об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации».

Федеральная власть передала всё регулирование в субъекты федерации. И теперь на многочисленные вопросы и предложения Минтруд отвечает: “Все полномочия не у нас, а в регионах, обращайтесь к ним”. 

Павел Акулов предлагает перераспределить полномочия между федеральными и региональными регуляторами, наделить федеральный центр реальной властью. Докладчик опирается в том числе на исследование мнений участников социального обслуживания, проведенного Институтом социологии РАН. 

Большинство опрошенных поддержало создание единого федерального перечня стандартов социальных услуг. Они считают, что содержание, наполнение услуги должно быть единым на всей территории страны. 

Также большинство выступает за создание единых федеральных механизмов определения нуждаемости. Это то, как определяется, нуждается ли человек в системной помощи по индивидуальной программе. 

Участники социального обслуживания также поддержали создание единого порядка определения объема предоставления социальных услуг – кто и как решает, сколько и каких услуг положено нуждающемуся. Сейчас в каждом регионе это свой список.

Еще один вопрос для участников исследования – единый механизм финансирования государственных и негосударственных поставщиков. Сейчас негосударственные поставщики работают по копеечным, экономически необоснованным тарифам, получают деньги за каждую оказанную услугу. 

А государственные – обычно по госзаданию, то есть, получают деньги по потребности, вне зависимости от эффективности своей работы. Павел рассказывает о результатах опроса: «Уже несколько меньше соотношение: есть люди, которые сомневаются: в чем-то согласны, в чем-то не согласны. Вопрос для кого-то сложный, для кого-то непонятный, а для кого-то и финансово емкий».

Докладчик говорит об отклоненном недавно законопроекте о бесплатном социальном обслуживании для ветеранов СВО: «Я очень надеюсь, что хотя бы даже появление такой инициативы как та, которую притормозили, это уже окно возможностей. Окно возможностей для того, чтобы внести какие-то дополнения к этой инициативе. То есть, да, правовое управление сказало, надо доработать, потому что технически некорректный ход. В процессе доработки или в процессе первого-второго чтения, неважно, когда, если появятся какие-то просчитывающие наперед дополнения».

Юрист предлагает внести изменения в 15 и 31 статьи 442-ФЗ о порядке признания граждан нуждающимися в социальном обслуживании и о категориях граждан, имеющих право на бесплатные социальные услуги. 

Иначе даже если Госдума примет свой законопроект о поправках в 442-ФЗ, впишет туда военнослужащих и ветеранов, это не обеспечит им получение социальных услуг.

 Чтобы ветераны смогли получать бесплатную помощь, также необходимо согласование с Правительством РФ – нужно сделать экономические расчеты, определить, какая дополнительная нагрузка ляжет на бюджет. Сейчас министерство просто устраняется от серьезных разговоров о проблемах, с которыми сталкивается реализация 442-ФЗ. Докладчик выразил сомнение, что Минтруда, которое заняло такую отстраненную позицию, будет серьезно участвовать в этих расчетах. 

Итоги круглого стола: 

Круглый стол выявил целый ряд серьёзных проблем, связанных с социальной адаптацией участников СВО. 

Несмотря на наличие отдельных положительных примеров, требуются значительные преобразования и изменения в системе помощи. 

Необходимо комплексное реформирование законодательства, увеличение роли общественных организаций и внедрение эффективных методов реабилитации и социальной интеграции. 

Создание эффективной системы социальной адаптации ветеранов — обязанность всего общества.

Усилия государства, бизнеса и общественности должны объединиться, чтобы вернуть фронтовиков в полноценную жизнь и поддержать их семьи в трудный период восстановления.

Итоговая резолюция мероприятий направлена в правительство Российской Федерации, в надежде, что прозвучавшие предложения станут началом реальных преобразований. Ведь каждый участник боевых действий заслуживает уважительное отношение и квалифицированную помощь в восстановлении своего места в обществе.

Пусть наши герои смогут вновь ощутить тепло родного дома, уверенность в будущем и уважение сограждан!

Источник: https://view.leafment.com/E40wx18746l074