Имена Третьякова, Мамонтова, Морозова навсегда вписаны в историю России как символы бескорыстного служения искусству, науке и просвещению. Их наследие – это не только памятники архитектуры и собрания картин, но и высокая планка нравственности, патриотизма и духовности, которую они задали. Сегодня эти традиции продолжают современные меценаты, для которых благотворительность – не разовая акция, а жизненная миссия. Один из них – известный промышленник и народный дипломат Сергей Павлович Козубенко. Его проекты – от памятников Шукшину и княгине Ольге до поддержки детской литературы и строительства храмов – стали неотъемлемой частью культурного ландшафта страны. В юбилейный год для Омского землячества в Москве мы встретились с Сергеем Павловичем, чтобы поговорить о корнях его щедрости, самых важных проектах и о том, как увлечь молодежь в эпоху гаджетов.
– Сергей Павлович, вас часто называют сибиряком с характером. Расскажите, как детство в сибирской деревне, труд на полях сформировали вас как личность и помогли стать успешным человеком?
– Наверное, сибирские корни возрождаются там, где ты родился. Это зимние лыжи с обмороженными ушами при минус сорока, это какое-то упорство, характер для выполнения поставленной задачи – родителями, педагогами или самим собой. Без труда, усидчивости и желания выполнить то, что тебе поручено, ты не можешь чувствовать себя удовлетворительно. Неисполнение долга вызывает внутренний дискомфорт. Это общее педагогическое воздействие – от родителей, учителей, плюс твоя собственная воля – складывается в формат выполнения задачи.
– Вы – известный благотворитель и попечитель. Что стало той отправной точкой, которая пробудила в вас желание активно заниматься благотворительностью и поддержкой культуры?
– Таким человеком для меня стал Вячеслав Михайлович Клыков, удивительно талантливый скульптор и истинно верующий человек. Он перевернул мое мировоззрение. Клыков заставил меня глубоко смотреть на многие вещи, доносил свою любовь к истории страны. Он очень ценил историю, с большой любовью относился к героям, особенно к курянам, многие из которых были забыты. Для него не было политических соображений – было понимание истории, которую эти герои творили. Он просто продолжил их дело в бронзе. Это знакомство во многом определило мой путь.
– География и масштаб ваших проектов поражают: памятники, храмы, литературные премии. А какие проекты для вас самые памятные, самые важные?
– Безусловно, открытие памятника Василию Шукшину на горе Пикет в Сростках. Это не просто монумент, а место силы и вдохновения. Вы не представляете, какое количество людей туда приезжает! Пальцы на ногах у скульптуры натерты до золотого блеска. Люди этим любуются, начинают интересоваться, кто такой Шукшин, читать его книги, смотреть фильмы. Это потрясающий проект.
– Вы много делаете для молодежи: поддерживаете спорт, литературные конкурсы. Как, на ваш взгляд, сегодня можно увлечь подрастающее поколение, оторвать от компьютеров?
– С этой проблемой я столкнулся еще в 90-е, когда молодежь массово начала спиваться и наркоманить. Тогда вместе с Александром Карелиным мы приняли решение поддерживать греко-римскую борьбу в Омске. Восстанавливали спортивные школы и залы, оснащали их, платили тренерам премиальные. И знаете, результат налицо: сегодня в секциях греко-римской борьбы у нас занимается в среднем 3700 человек в год!
Сегодня молодежь сильно углубилась в интернет. Вытащить их оттуда сложно. Для этого нужно завлечь чем-то более интересным, чем кнопки. И это в первую очередь спорт. Спорт, спорт и еще раз спорт! Здоровое тело – здоровый дух. Это основа.
– Сергей Павлович, что бы вы пожелали Омскому землячеству в Москве, которое отмечает 30-летний юбилей?
– Хочется, чтобы землячество не просто имело название, а жило – жило героями своими, которых у Омской земли очень много. Славило их, поддерживало. Наше юбилейное мероприятие мы приурочили к 80-летию Победы. Все сложено из людей, из взаимопонимания, из отношения человека к человеку. Это и есть глубина жизни.