Мария Лыткина. Генеральный директор сети семейных фитнес-клубов «ДОНСПОРТ», представленной в Москве и Подольске. В первый год работы вывела «ДОНСПОРТ» из убытка в прибыль, все последующие годы перевыполняет бюджет по доходам и прибыли, открывает новые клубы каждый год. Фанат своей сферы, с детства в спорте.
Общая площадь клубов сети «ДОНСПОРТ» составляет 20 тыс. кв. метров, в числе тренеров – 84 чемпиона мира, Европы и России. В клубах сети занимаются 16 тыс. человек.
За 2024 год в Москве построили 17 спортивных объектов, число людей, систематически занимающихся спортом, составляет около 6,5 млн человек. Это растущий, но одновременно очень требовательный рынок, который не прощает ошибок. Ирина Гущина, заместитель главного редактора, директор представительства в ПФО журнала «Регионы России», региональный руководитель Союза пиарщиков России, создатель и ментор личных брендов политиков и предпринимателей, поговорила с генеральным директором сети фитнес-клубов «ДОНСПОРТ» Марией Лыткиной о том, как в бизнесе помогает спортивная закалка и почему потухшие глаза могут стать признаком профнепригодности.
– Какое место спорт занимал в вашей жизни до того, как стал работой?
– В детстве я почти десять лет серьезно занималась классическим балетом. Все было профессионально и по-взрослому: постоянные выступления и шесть тренировок в неделю по четыре часа каждая. Потом, в подростковом возрасте, балет показался мне немодным, захотелось заниматься чем-то более спортивным и современным. К тому же у нас была очень строгая преподавательница, тренировки с которой сложно было назвать удовольствием. Так балет в моей жизни закончился, но зато остались спортивная закалка, привычка к дисциплине и красивая осанка.
– А как вы пришли в фитнес-индустрию?
– Моим первым рабочим местом стала позиция администратора в фитнес-клубе. Тогда мне было 19 лет, я училась в университете и параллельно подрабатывала. Первая должность помогла мне вникнуть и влюбиться во все нюансы фитнес-индустрии, и самым главным фактором, который я для себя отметила, были люди. Я была поражена, что абсолютно у всех сотрудников и клиентов клуба горят глаза, они всегда улыбаются, у них невероятно активный и интересный образ жизни. Тогда я поняла, что это мое, что я не просто хочу такую же жизнь, а хочу создавать ее для других. Потом я работала менеджером по продажам, начальником отдела продаж, управляющим клубом…
– А потом вывели сеть фитнес-клубов «ДОНСПОРТ» из убытка в прибыль. Вряд ли это возможно без понимания запроса аудитории. Чего именно клиенты ждут от клуба?
– Клиенты останутся в фитнес-клубе, если они получат там то, за чем они пришли.
– Но все же за разным приходят! Кто-то вообще просто хочет найти себе пару.
– В том-то и дело! Задача менеджмента – понять, чего именно хочет человек. Кому-то нужно похудеть, кому-то – нарастить мышечную массу, а кому-то – восстановиться после травмы. У нас есть «служба заботы», которая отслеживает тех, кто купил абонемент, но забросил тренировки. Не нравится бассейн – пригласим на пилатес, не зашла йога – добро пожаловать на бокс. Когда человек купил абонемент, наша работа не заканчивается, а только начинается.
Ну а что касается клиентов, которые ищут пару, то им мы тоже посоветуем, на какую программу записаться. У нас много объединяющих мероприятий, и мы только рады, что формируем позитивную, доверительную среду, в которой создаются не только красивые тела, но и семьи.
– Какова глубина рынка фитнес-услуг в Москве? Есть куда расти существующим сетям, есть ли ниши для новых игроков?
– Я убеждена, что до критической точки, когда клубов будет достаточно, нам еще очень и очень далеко. Постоянно появляются новые жилые комплексы, а фитнес – это востребованное «третье место» для современного человека. Причем люди хотят, чтобы это было место, куда можно прийти всей семьей, а таких предложений все еще немного.
– В чем сложность фитнес-индустрии? Ведь очевидно, что все хотят спортивную подтянутую фигуру, и, как вы уже сказали, ресурс неограничен?
– Но ресурс кадров, наоборот, ограничен. Фитнес – это бизнес, требующий постоянного внимания. Он очень непростой с точки зрения работы с персоналом. Нужно найти квалифицированных сотрудников, которые разделяют ценности компании, и суметь их удержать.
«Звездным» тренерам, за которыми клиенты готовы ходить из клуба в клуб, нужна, во-первых, достойная зарплата. Во-вторых, высокий уровень оборудования и постоянный приток новых клиентов. В-третьих, бонусы от клуба – бесплатное обучение, сетевые мероприятия, красивая форма.
– Какими еще подходами к ведению бизнеса вы руководствуетесь? Берете ли на вооружение опыт других топовых клубов?
– У меня пока хватает своих идей. Поскольку я работала на каждой ступени в структуре фитнес-клуба и досконально знаю свой продукт, я привыкла опираться на собственную экспертизу. Нам еще очень многое предстоит реализовать с командой, всегда есть куда расти.
– В детстве вы занимались не только балетом, но и бегом. А в бизнесе вы спринтер или марафонец?
– Наверное, спринтер. Когда проект запущен, и я вижу, что он классно работает, я передаю его в руки топ-менеджеров. Мне же интересно что-то добавлять, привносить, масштабировать, улучшать.
– То есть вы научились делегировать полномочия? Сложно было?
– Я далеко не сразу к этому пришла. Наверное, отпускать проекты я научилась, когда поняла, что мне не хватает ресурса для создания чего-то нового, для своего собственного развития. Руководитель, который погряз в «операционке», не может развивать бизнес. Хотя бы в силу того, что в нашей сфере все очень быстро меняется, появляются какие-то новые методики, сервисы, и нужно постоянно учиться, общаться с коллегами, быть частью фитнес-сообщества.
Сама по себе я человек очень «впитывающий», стараюсь из всего извлечь что-то полезное для себя и компании. А еще я человек действующий – мне нужно сразу внедрить то, что я увидела. Я постоянно накидываю идеи, на их внедрение нужно время, и вот так, что называется, естественным путем я пришла к делегированию и оставила себе только маркетинг и продажи. Эти направления я по-прежнему очень плотно курирую, поскольку убеждена, что они главные в любом бизнесе.
– Как подбираете людей в команду?
– Я очень ценю в людях готовность делать больше, чем от них ожидают. Желание большего, здоровые амбиции – для меня это крайне важно. Я готова расстаться с человеком, если у него не горят глаза и он не выкладывается на 100%. Я сама не из тех руководителей, кто работает с девяти до шести, и жду того же от сотрудников. Конечно, если в данный момент это необходимо.
– Что еще дал вам балет помимо привычки к труду и красивой осанки?
– Балет дал мне умение держать лицо и улыбаться, даже когда внутри все разрывается от боли. Балет вообще существует по тем же правилам, что и бизнес: окружающие видят полет, и только ты сам понимаешь, какой титанический труд стоит за этой легкостью.