«Чем отличается бренд от товарной марки? Товарная марка – это набор символов, фирменных цветов и шрифтов. А бренд всегда наполнен смыслом, который вкладывает в него создатель. Российский бренд «Синика» – это абсолютно точное отражение души его автора Светланы Сененковой, для которой творчество стало лучшим способом поделиться с миром своими ценностями и вдохновением.
Готовя интервью со Светланой, мы честно пытались быть полезными и стремились вывести правила построения успешного бренда. Но главный совет начинающим предпринимателям оказался на редкость парадоксальным – не следовать правилам, а доверять своему внутреннему чутью и прислушиваться к знакам, посылаемым свыше.
Возможно, именно в этом парадоксе и заключается та самая тайна русской души, которую Светлана Сененкова воплощает в изделиях под брендом «Синика».
Ирина Гущина
Светлана Сененкова. Сертифицированный коуч, бизнес-тренер, преподаватель, автор учебных курсов, организатор ретритов. Создатель бренда сумок «Синика». Воспитывает четверых детей.
Ирина Гущина. Директор представительства в ПФО федерального политико-экономического журнала «Регионы России», региональный руководитель Союза пиарщиков России, создатель и ментор личных брендов политиков и предпринимателей.
Директор представительства журнала «Регионы России» в ПФО Ирина Гущина – автор постоянной рубрики о том, как личный бренд помогает развивать бизнес. Со своими собеседниками Ирина говорит о смыслах, которые они вкладывают в бренды, и ал-горитмах, дающих возможность двигаться от идеи к реализации.
– Ни один бренд не рождается в вакууме, в пустоте, и ДНК бренда всегда отражает ценности и даже жизненную историю его создателя.
С чего началась история «Синики»?
– Честно говоря, до сих пор не могу привыкнуть к громкому слову «бренд». Мы еще в самом начале пути, и всеобщее признание, большой объем продаж – то, что является внешними признаками сильного бренда, – у нас еще впереди. Но история «Синики» уже шьется мелкими стежками, и началась она гораздо раньше, чем я увидела свою первую сумку на популярном маркетплейсе.
В детстве я очень любила заниматься рукодельем, ходила в кружок мягкой игрушки и постоянно что-то создавала. Сейчас я понимаю, что именно с тех ниточек-иголочек началась история «Синики». Видимо, детская потребность в творчестве, красоте и созидании нашла выход, когда я повзрослела, наработала большой опыт в коучинге и закрыла основные потребности пирамиды Маслоу.
– А как пришло понимание, что вы готовы перейти на сторону предпринимателей – людей, с которыми вы до этого много работали как коуч?
– Наверное, мне самой не до конца понятно, как это произошло. У меня всегда была очень бурная, насыщенная и абсолютно не скучная жизнь. Поэтому проект «Синика» точно родился не из-за того, что я раздумывала, чем бы мне еще заняться.
А началось все, наверное, с паузы, которую я позволила себе взять. Я съездила на несколько ретритов, потом стала организовывать их сама, и после одной из таких поездок задумалась о том, как создать что-то, что останется после меня. И мы даже стали вместе с мужем обсуждать возможности совместного бизнеса, хотя раньше наши профессиональные интересы никак не пересекались.
Сначала это были просто разговоры, а потом появилась четкая картинка – гобелен. Я заручилась поддержкой коуча, обозначила временные рамки на реализацию идеи, оценила риски, просчитала бюджет и поставила дедлайн.
– Давайте попытаемся вывести алгоритм перехода от идеи к ее реализации. Какой шаг будет следующим после появления желания воплотить задуманное?
– Если желание действительно есть, то мозг фокусируется на идее и переходит в какой-то особый режим накопления и обработки информации, поиска решения. Именно так в мое поле зрения попала сумка Dior, и я поняла, что из гобелена – как мне, казалось, сначала «бабушкиного» материала – можно делать шикарные люксовые вещи с современным звучанием. Так сошлись в одно идея, форма и материал. Конечно, потом я увидела, что огромное количество производителей делают такие сумки, но меня это уже совершенно не волновало.
– Анализ конкурентного поля – это то, обо что многие спотыкаются. Мне кажется, что если смотреть на конкурентов до того, как твоя идея достаточно созрела и оформилась, велик риск либо копирования, либо вообще отказа от задуманного. Как вы считаете, почему в вашем случае силу намерения не удалось смутить обилием конкурентов?
– Я просто интуитивно чувствовала, что двигаюсь в правильном направлении. Мне однозначно виделось, что это будет что-то русское, сказочное, что производится в России из отечественных материалов.
У каждой сумки есть свое название – как правило, сказочное, и есть свой особенный смысл. Например, «Птица Финист». Помните сказку «Финист – Ясный сокол»?
В сумке с этим именем, как в волшебном ларце, хранится смысл защиты и возрождения. Наверное, благодаря вплетенным смыслам наши сумки любят дарить друзьям, родным, близким, значимым людям.
– Я всегда спрашиваю основателей компаний о том, как часто они руководствуются внутренним чутьем. И все они говорят, что в 98% случаях действуют интуитивно, а аналитикой занимаются маркетологи и финансовые директора. В вашем случае это тоже правило номер один?
– Это не только мое правило, но и правило истинных брендов.
В дневнике Коко Шанель я прочитала, что она всегда делала только то, что ей нравилось, и так, как она это видела, не обращая внимания на мнение окружающих. Время расставило все по местам. Во времена Шанель женщины не носили брюк и коротких платьев, поэтому вряд ли бы ей помог анализ целевой аудитории.
– А какие еще правила бизнеса можете выделить?
– На мой взгляд, хороший принцип – ставить перед собой реалистичные небольшие цели. Пока все вокруг говорят о масштабировании, я делаю сумки. Хотя я и преподавала на курсах МВА, свой собственный бизнес я начала без четко прописанного бизнес-плана. Но у меня была понятная цель: я хотела, чтобы через шесть месяцев сумки «Синика» были на маркетплейсе. И через полгода они там появились. Это было хорошее достижение, которое дало мне силы выдержать следующие полгода, когда продаж почти не было.
– Для этого тоже нужно обладать изрядным терпением…
– Я не боюсь попасть в тупик. Когда я разрешаю себе не знать, знаки появляются свыше. Когда закрываются одни двери, обязательно открываются другие. Например, я мечтала, чтобы мои сумки продавали в магазинчике при одном из нижегородских музеев, но мне отказали.
А потом совершенно неожиданно пришло предложение от магазина музея Фаберже в Санкт-Петербурге. И теперь мои сумки «живут» во дворце Нарышкиных на Фонтанке. Этого не было в планах, но это случилось.
– Помимо опыта коучинга, какие еще знания помогли в создании бренда «Синика»?
– Как ни странно, мой первый трудовой опыт, который я очень долго недооценивала и о котором мало кому рассказывала. Сразу после университета я работала менеджером по продажам в самом модном и дорогом магазине Екатеринбурга, в бутике Brioni. Для меня – девочки из небольшого уральского городка –
это была какая-то параллельная вселенная. С одной стороны, опыт общения с аудиторией определенного уровня, а с другой – понимание истинной, непоказной роскоши, ощутить которую можно буквально кончиками пальцев.
– Да, мы можем представить себе аудиторию бренда Brioni. А кто аудитория «Синики»?
– И здесь у меня все не так, как учат маркетологи. «Узнай, просчитай, продай» – это не для меня. Я сама только-только знакомлюсь с аудиторией «Синики» и могу сказать, что это точно люди, которые умеют и хотят благодарить – за сказку, за качество, за русское.
– А что вы можете посоветовать людям, которые, как и вы когда-то, задумались о смене деятельности, о создании своего бренда?
– Не нужно бояться чувства растерянности и неопределенности, разрешайте себе взять паузу. Когда мы в напряжении, мы не развиваемся, а делаем только то, что уже умеем. А когда мы расслаблены, то открываются двери души и обязательно приходит что-то новое. С некоторых пор это мое самое главное правило ментальной гигиены.