Франчайзинг прочно вошел в российскую деловую практику как один из самых популярных инструментов для старта в бизнесе. Только по официальным данным, в стране работает свыше
3 тысяч франчайзеров и более 300 тысяч компаний, построенных по партнерским программам. На что следует обратить внимание предпринимателю из региона, рассматривающему покупку франшизы? Как избежать типичных ошибок и выбрать надежного партнера? Известный уральский предприниматель, член Правления Союза малого и среднего бизнеса Свердловской области, региональный представитель Русского Делового Общества Татьяна Мерзлякова рассказала в эксклюзивном интервью «РР» о том, как выбрать франшизу, которая сделает предпринимателя сильнее, а не станет его ошибкой.
– Уважаемая Татьяна Васильевна, недавно в Екатеринбурге прошла крупная выставка франшиз. Насколько этот инструмент сегодня востребован в регионах?
– Франчайзинг переживает настоящий бум, и это закономерно. Для регионального предпринимателя это возможность минимизировать риски старта, получив проверенную бизнес-модель, узнаваемый бренд и поддержку франчайзера. Особенно это важно в современных условиях, когда от бизнеса требуются быстрая адаптация и технологичность. Франшиза позволяет сравнительно быстро запустить дело, что критически важно для динамичного рынка.
– Но всегда ли эта модель приводит к успеху? Мы слышим и о случаях, когда франчайзи терпят убытки.
– Вы абсолютно правы, ключевое слово здесь – «инструмент». А любой инструмент требует умения с ним обращаться. Основная причина неудач, на мой взгляд, – это не недостаток денег, а недостаток знаний и ответственности. К сожалению, иногда неудачи отдельных франчайзи пытаются представить как провал всей сети, что часто бывает необъективно – с такой ситуацией, кстати, недавно столкнулась и успешная компания RC GROUP, на которую в соцсетях начали писать негативные и, очевидно, «заказные» отзывы.
– Татьяна Васильевна, вы можете привести пример успешной модели франшизы, уже подтвержденной на практике?
– Конечно. Сейчас и в перспективе в тренде IT-франшизы. В качестве примера можно привести международную IT-компанию RC GROUP, которая предлагает франшизу на продвижение своих продуктов: программы лояльности RC CITY, клиентского сервиса RC PAY и других. Их модель интересна несколькими аспектами. Во-первых, низкий порог входа – паушальный взнос от 250 тысяч рублей, при этом нет стартовых инвестиций в товарные запасы или оборудование. Во-вторых, отсутствуют ежемесячные платежи (роялти), что для начинающего предпринимателя –
серьезное преимущество. В-третьих, предоставляется комплексная юридическая и техническая поддержка, проводятся обучающие вебинары.
– То есть это франшиза для «одиночного» игрока?
– Совсем нет. Это модель партнерского бизнеса, которая позволяет строить собственную дистрибьюторскую сеть через механизм субфранчайзинга. По сути, это возможность построить многоуровневый бизнес с пожизненными комиссиями, что является действительно инновационным подходом.
– Какова, на ваш взгляд, роль СМИ и экспертного сообщества в развитии франчайзинга?
– Роль колоссальная. Задача СМИ и таких организаций, как наш Союз, – не гнаться за сенсациями, а честно и объективно освещать информацию, помогать предпринимателям разбираться в тонкостях. Мы должны формировать культуру ответственного франчайзинга, где обе стороны – и франчайзер, и франчайзи – несут свою долю ответственности. Укрепляя малый и средний бизнес в регионах, мы укрепляем экономику всей страны.

Татьяна Васильевна
всегда на связи с предпринимателями:
+7-904-161-99-55