3D-БЕТОН: безграничные возможности наших технологий для воплощения ваших идей

Российская компания «3D-Бетон» разрабатывает и производит то, что в мире мало кто делает: объемные конструкции и элементы из высокопрочных архитектурных бетонов и фибробетонов нового поколения 3dbeton. Количество заказчиков и объемы производства уверенно растут: за время своей деятельности компания увеличила оборот с 10 миллионов рублей до 100 миллионов, а в ближайшее время намерена довести эту цифру до 1 миллиарда! О секретах успеха и перспективах развития рынка новых материалов «Регионам России» рассказала основатель и руководитель инновационной компании «3D-Бетон» Яна Санягина. 

– Уважаемая Яна Андреевна, пожалуйста, расскажите нашим читателям, что такое 3D-бетон?

– Это линейка архитектурных бетонов и фибробетонов, обладающих сверхвысокими физико-техническими характеристиками, такими как прочность на сжатие – до 250 МПа, морозостойкостью более 1000 циклов, высокой стойкостью к различным агрессивным средам и неограниченными возможностями в плане дизайна и архитектурной выразительности. Мы производим под торговой маркой 3dbeton® готовые изделия и конструкции – фасадный декор и облицовочные панели, малые архитектурные формы, скульптуры, элементы интерьера, городскую мебель и многое другое. Кроме того, мы запустили направление производства высокопрочных самоуплотняющихся сухих бетонных смесей. В линейке высокопрочных смесей 3dbeton® также присутствуют легкие бетоны плотностью от 800 кг/куб. м на основе заполнителя нового поколения – микрогранул пенокерамики из осадков сточных вод; и низкощелочные смеси, позволяющие работать на нещелочестойком стекловолокне.

– Производство бетона – не самый очевидный выбор для молодой женщины… Расскажите, с чего началась история вашей компании?

– Я попала в эту сферу случайно. Родилась в Никольске – небольшом городке Пензенской области. Школу окончила с серебряной медалью и решила получить высшее образование в областной столице. Мы с мамой сели в рейсовый автобус и поехали в Пензу – пробовать поступать в вуз. Первым стал университет архитектуры и строительства – ПГУАС. Там после пройденного собеседования – упрощенного экзамена для медалистов – сообщили: «У нас остались бюджетные места только на производственном направлении, специальность – производство строительных материалов. Пойдете?» И я согласилась. Так я попала на кафедру «Технологии бетонов, керамики и вяжущих материалов» Технологического факультета ПГУАС, которую возглавлял знаменитый не только в России, но и за рубежом ученый, доктор наук, профессор Владимир Иванович Калашников. Его исследования и легли в основу наших разработок.

К четвертому курсу я начала задумываться о жизни после окончания вуза, потому что технологов ЖБИ в стране столько не требовалось, сколько нас выпускали. На кафедре у Калашникова работала молодая преподавательница Марина Николаевна Мороз, которая вела у нас практические занятия, и очень увлеченно занималась наукой. От нее я узнала, что если защитить научную дипломную работу, то можно поступить в аспирантуру. Я загорелась этой мыслью, попросила ее руководства и начала активно заниматься научной деятельностью. После защиты научной дипломной работы на пятом курсе я действительно поступила в аспирантуру. Там у меня лучше всего стало получаться презентовать научные разработки и проекты на различных выставках и конкурсах, мы объездили всю страну и собрали множество наград – дипломов, медалей и разных призов.

– Вы достигли успеха в науке, но все же решили ее оставить?

– В 2009 году я приняла участие во всероссийском молодежном форуме «Селигер». Моя работа была посвящена противообледенительному бетону и исследованию гидрофобизирующих добавок. Она попала в число 50 лучших проектов форума (из 5000 представленных), и меня пригласили на встречу с Владимиром Путиным. Там, на Селигере, ко мне и пришло понимание, что можно реализовать свой проект, а не просто положить диссертацию на полку архива.

Вернувшись домой, я сразу ушла из очной аспирантуры (так и не защитив диссертацию) и подала заявки на гранты областного правительства. Мы собрали все возможные виды и варианты господдержки и открыли свое первое производство.

Сейчас у нас много внедренных в производство технологий и разработок, а тогда был только гидрофобный бетон, и из него мы могли выпускать лишь один продукт – тротуарную плитку. Вот с нее и начали. Объемы производства росли, но буквально через пару лет стало ясно, что у тротуарной плитки рынок ограничен. В другой регион, например, ее не повезешь – расходы на логистику съедают большую часть прибыли и делают высокой цену продукции.

Поэтому в 2013 году мы купили свою первую станцию для напыления стеклофибробетона. Нашим самым первым заказом были объемные шары – малые архитектурные формы для городского парка, дальше последовал первый фасад небольшого магазина в центре Пензы, и затем уже много всего – иконостасы храмов, арт-объекты, скульптуры, городская мебель, элементы декора фасадов и интерьеров. Такую продукцию можно спокойно везти в разные города – цена доставки составляет минимум от стоимости проекта, поскольку продукт уникальный: в большинстве мест такого не производят. В 2015 году у нас появились первые объекты в Москве, в частности, мы делали 15 фасадов Кидзании в Авиапарке, сейчас наши объекты представлены более чем в 70 городах России и СНГ.

– А какая работа вам наиболее запомнилась?

– Из значимых проектов – это, безусловно, Музей Кремля – элементы фасада и потолочные своды «звездного неба». Под этот заказ мы разрабатывали специальный состав стеклофибробетона из высокопрочной быстротвердеющей смеси, который позволял доставать изделия из форм через 3–4 часа вместо 24 часов, что дало нам возможность втиснуться в сроки и оптимизировать бюджет проекта – уйти от большого количества силиконовых форм. Из проектов-рекордсменов могу также назвать Минск – фасад бизнес-центра BK Capital Palace в самом центре города, на Октябрьской площади, где мы изготовили для фасада огромные, но при этом легкие 18-метровые колонны из стеклокомпозита, которые местные журналисты прозвали «царь-колонны»; рекордно длинная 380-метровая скамья нашего изготовления установлена в Москве, на Белорусской. В данный момент мы изготавливаем огромную декоративную решетку площадью 250 кв. м для апартаментов в Москва-Сити, кстати, ее спроектировал знаменитый голландский архитектор Эрик ван Эгераат.

– Яна Андреевна, в 2022 году у многих наших производителей появились сложности, связанные с прекращением поставок из западных стран…

– У нас были сложности с производством стеклофибробетона, связанные с уходом с рынка европейских и американских производителей щелочестойкого стекловолокна. Остались китайские производители, которые, как монополисты, тут же существенно подняли цены, что сказалось и на себестоимости нашего бетона.

Я стала искать способ, как решить эту проблему. Предлагала заняться производством щелочестойкого стекловолокна российским производителям стеклоровинга, звонила руководителям стекольных заводов, а главам регионов и городов – с просьбой обеспечивать административную поддержку данного импортозамещения. Мы активно работали над вариантами, и у нас получилось! Добавили к существующему сырью смесь низкой щелочности, в которой это стекловолокно не будет растворяться. С этой идеей мы сразу же стали резидентами Инновационного центра «Сколково», потому что это – чистейшее импортозамещение, и получили поддержку Фонда содействия инновациям. Мы дали возможность всем российским производителям (их более 50) вообще уйти от китайского стекловолокна.

– А вы сами не планируете производить это сырье?

– Есть такой проект в ближайшей перспективе. В этом году я участвовала в заседании Никольского землячества. Была поставлена задача предложить проект, идею для того, чтобы наш родной город развивался. У меня возникла идея открыть в Никольске небольшое производство щелочестойкого стеклоровинга, в России его сейчас не производят. Мы работаем над этим проектом: нашли технолога в команду, договорились с местными производственниками, сейчас разрабатываем бизнес-план.

– В России множество уникальных архитектурных объектов, где требуется применение уникальных изделий и материалов производства компании «3D-бетон». Например, давно обсуждается необходимость реконструкции и обновления фасадов знаменитых сталинских высоток в Москве, многих известных театров и музеев, и очевидно, что только ваши уникальные отделочные материалы могут подойти на такую бережную реконструкцию. Кстати, кто работает с вашими уникальными материалами непосредственно на объектах, занимается их монтажом?

– По части сталинских высоток вы верно отметили – для фасада здания МИДа мы больше года подбирали и согласовывали с авторским надзором рецептуру легкого выскопрочного колированного бетона – служащего заменой утраченных керамических фасадных блоков, добились полного соответствия необходимым визуальным и физико-техническим параметрам, получили на данную технологию сертификаты и протоколы испытаний, прошли экспертизу Департамента культурного наследия и теперь ожидаем начала реставрационных работ на объекте, чтобы запустить производство блоков. По части монтажных работ: у нас есть свои монтажные подразделения и обученные бригады, и действительно большую часть проектов мы делаем «под ключ» – от проектирования рабочей документации, производства и поставки изделий до монтажа непосредственно на объекте. Например, мы монтируем фасадные элементы, иконостасы в храмах, интерьеры и малые архитектурные формы. А в некоторых случаях мы осуществляем только поставку изделий на объект, если заказчиком являются опытные строители со своими монтажными подразделениями для фасадов.

– Яна Андреевна, каким вы видите вектор развития вашей компании? Какие планы на следующий год и пятилетку?

– В первую очередь мы планируем запустить на полную мощность производство наших сухих высокопрочных смесей. Хотим для других производителей стать поставщиками, то есть обеспечивать всех коллег качественными российскими строительными смесями на отечественном сырье. Это производство смесей по своему масштабу примерно раз в десять должно превысить текущие показатели компании – по суммам и объемам производства. Во-вторых, мы с дизайнерами работаем над созданием каталога готовых дизайнерских идей для интерьера и для ландшафта с использованием наших материалов. Уже отрисовываем первые коллекции.

Ну а в перспективе следующих пяти лет в планах – и запуск линейки легких смесей на микрогранулах пенокерамики (создаются из осадков сточных вод очистных сооружений), запуск направления готовых смесей для 3D-печати, получение международных патентов и выход на рынок Азии и ближнего зарубежья, продажа лицензий на технологии по всему миру, запуск производства щелочестойкого стекловолокна в регионе, строительство футуристичного завода на 15 тыс. квадратных метров, проведение ежегодной научно-технической конференции с отбором лучших проектов в сфере материаловидения для реализации.

– Поделитесь, пожалуйста, в чем секрет успеха компании «3D-бетон»?

– Прежде всего – в ее уникальности. В свое время мы заняли абсолютно пустую нишу. Даже сегодня мы иногда участвуем в тендерах и закупках, где, кроме нас, больше никто не заявляется –
потому что поставленные заказчиком задачи или изделия никто, кроме нас, произвести не может. Например, мы делали фасад частного дома на Рублевке. Необходимо было изготовить восьмиметровые облицовочные треугольники из бетона толщиной полтора сантиметра, армированные стальной фиброй. За это никто не брался. Архитекторы искали исполнителя полтора года, хотели уже заказывать изделия в Японии, но, к счастью, нашли нас, и работа была выполнена.

Второе наше преимущество в том, что мы можем оптимизировать текущий проект. Например, сейчас мы работаем над заказом на фасад отеля в Румянцево, и там нужно сделать сложные архитектурные элементы, в том числе коринфские капители. Весь фасад – из натурального камня, но делать сложные элементы из такого материала – это космически дорого. А мы можем изготовить полную имитацию камня – один в один. И при этом – гораздо дешевле.

Или другой кейс, когда в проект заложены тяжелые элементы. За счет того, что 3D-бетон легкий, мы можем снизить массу изделий или отдельных элементов почти в два раза! Соответственно, нагрузка на фундаменты снижается, уменьшается объем стройматериалов, и застройщик глобально экономит. Весь опыт работы нашей компании и сотни заказов показывают – с компанией «3D-бетон» работать очень выгодно! Приглашаем читателей вашего журнала и других средств массовой информации убедиться в этом. Даже очень сложный объект или изделие нам по плечу!

– Уважаемая Яна Андреевна, благодарим вас за интересное интервью! От имени огромной аудитории журнала «Регионы России» желаем успехов и процветания вашей компании! Мы гордимся тем, что «3D-Бетон», как российский производитель, сделал и внедрил продукт мирового класса. Так держать!