Почему дизайнер Вера Галитарова расписывает микросхемы под гжель и не доверяет трендам

Дизайнер, создатель и руководитель design studioGalitarova, член Союза архитекторов и дизайнеров Новосибирска Вера Галитарова рассказала, чем дизайн отличается от ремонта, почему индивидуальность важнее трендов и как не развестись, обустраивая новый дом. 

– Вашей студии доверяют не только частные клиенты, но и крупные производственные компании. Как создается офисное пространство? Есть ли здесь какие-то законы, тенденции, тренды?

– Если честно, к так называемым трендам я отношусь довольно избирательно, и опираюсь только на те, которые подходят в каждом конкретном случае. Гораздо важнее идеология компании и личность ее собственника. Начиная работать над коммерческим объектом, мы обязательно изучаем, чем занимается организация, какие у нее ценности. Мы очень долго общаемся с клиентом, задаем вопросы, которые, на первый взгляд, даже не имеют отношения к теме интерьера, но так мы буквально по крупицам собираем важную для нас информацию. 

Например, только что мы закончили проект двухэтажного здания площадью около 1,3 тыс. кв. метров для компании, которая выпускает микросхемы. Заказчику нужно было одновременно отразить тему патриотизма, связи с традициями и историей и почеркнуть инновационностьсвоей деятельности. Все эти идеи мы смогли привнести в дизайн. Кстати, недавно клиенты проводили в своем новом конференц-зале встречу с партнерами из Китая, и те были просто в восторге от наших дизайнерских решений.

– Русские традиции и микросхемы – разве можно это соединить? 

– Можно, но это будет действительно штучный продукт, на создание которого уйдет какое-то время. Мы решили увязать узнаваемый рисунок микросхемы с традиционным русским орнаментом. За основу взяли узоры и цвета гжели и получили дополнительную отсылку к нашей сибирской снежинке. А для оформления конференц-зала использовали гипсовые панели, которые тоже стилизовали под микросхемы. 

Безусловно, к созданию таких элементов мы обязательно привлекаем профессиональных художников. Это сложная кропотливая работа, но нам важно поместить в каждый проект хотя бы одну яркую эксклюзивную деталь, создающую вау-эффект. Чтобы объект получился интересным, нужны какие-то акцентные точки, к которым мы стягиваем фокус внимания. Если все нейтрально, то это не дизайн, а просто ремонт.

– А почему так важен этот вау-эффект даже в обычном офисе? 

– История каждой компании уникальна и достойна того, чтобы быть запечатленной в интерьере. Например, мы создаем дизайн-проект для предприятия, которое работает с 1968 года! Там уже сформировалась династия руководителей, бизнес переходит от отца к сыну. Сейчас они расширяются и построили еще одно здание площадью 500 кв. метров, в котором будут офисы и выставочное пространство. А мы предложили организовать еще и небольшой музей этой компании. 

Нам очень важно услышать нашего клиента, выявить все его потребности, понять, что он хочет создать. Мы должны знать, кто будет приходить в офис – иностранные партнеры или брутальные мужчины, которые занимаются перевозками грузов. Нам надо понимать, как взаимодействуют между собой сотрудники, как организована система безопасности. Только так мы сможем не просто отразить ожидания заказчика, но и в чем-то даже предвосхитить их.

– Есть ли какие-то правила создания офисного интерьера?

– Интерьер выстраивается по тем же законам, что и литературное произведение – от завязки через кульминацию к развязке. Когда человек заходит в помещение, он должен сразу увидеть что-то, что вызовет интерес. И важно, чтобы этот интерес был связан с брендом, специализацией компании, личностью собственника. Мы всегда задаемся вопросом, что именно должен ощутить гость через интерьер. Величие, статус, роскошь, уют, доброту? И когда мы знаем, какой посыл идет от заказчика, мы понимаем, как это реализовать.

Потом человек должен в этом пространстве сориентироваться. Если это коммерческое помещение, то он видит остров ресепшн, где ответят на все его вопросы и направят дальше. Если это закрытая организация, то вместо зоны респешн будет бюро пропусков. Но в любом случае вошедший должен понимать, что ему делать дальше, и задача дизайнера – продумать сценарий этих действий.

– Вы реализуете проекты и в Москве, и в Сочи , и, конечно, в родном Новосибирске. Не сложно работать по всей стране? 

– Мы смогли выстроить работу так, что сложностей это не вызывает. Очень важен первый очный выезд на объект и общение с клиентом, а потом мы уходим в проектирование, и все согласования происходят дистанционно. Ну а когда начинается реализация, важно не ошибиться с бригадой, и тогда половину вопросов тоже можно решить онлайн. 

Конечно, мы в любом случае вылетаем на объект и лично контролируем стройку. И здесь нас выручает то, что вся наша команда – это просто какие-то люди-рентгены, которые сразу видят любые неточности и недочеты. Я сама знаю каждую деталь в проекте, поэтому мне достаточно раз в месяц бывать на объекте, чтобы понимать, как он продвигается.

– Если речь идет о частных заказах, наверное, все еще более индивидуально? Тоже ищете акценты? 

– У нас есть клиентка – известный клинический психолог. Так вот одну стену в ее квартире мы перекрашивали, наверное, раз пять: она была и изумрудной, и черной с золотом… А потом мы наконец поняли, что в этом случае нужен как раз нейтральный интерьер, потому что звезда там – сама хозяйка. Она настолько яркая и харизматичная, что акцентная стена с ней просто не гармонировала, и мы отказались от этого решения и просто покрасили ее в бежевый цвет.

– Неужели сделали, как вы говорите, «просто ремонт»?

– Нет, там не просто ремонт. Мы сделали акцент на материалах, интересных фактурах. Хозяйка – человек очень тактильный, ей важны ощущения. И мы создали квартиру, которую нужно исследовать наощупь и воспринимать через разницу фактур и оттенков. Все было сделано на нюансах, чтобы сконцентрировать внимание на нашей главной героине. 

– Помимо характера хозяев, что еще важно учитывать, создавая дизайн жилых помещений?

– Работая с жилыми помещениями, я изучаю сценарий жизни семьи: сколько детей, как много времени хозяева проводят дома, есть ли у них домашние животные. Если я как средовой дизайнер подключаюсь к процессу проектирования дома, то я могу помочь архитекторувыстроить планировку с учетом интересов заказчика. 

Например, мы работали с семьей, где старшему сыну было уже 18 лет, и архитектор разместил все три спальни на втором этаже дома. Но мы же понимаем, что совсем скоро сын может прийти ночевать с девушкой, поэтому было бы правильно проявить деликатность и отдать ему комнату на первом этаже, а не рядом с родительской спальней. Семья с восторгом эту идею приняла.

На этом этапе моя работа напоминает прием у психолога. Случается, например, что у мужа с женой полярные представления о том, как должен быть обустроен дом. Мне важно их услышать и предложить компромисс. Одни мои клиенты даже смеются, что если бы интерьер для них создавала не я, то они давно бы развелись, погрязнув в бесконечных спорах. Поэтому у меня нет стандартных рецептов и типовых решений. Иногда даже подрядчики удивляются, насколько один мой проект не похож на другой. А как иначе, если я анализирую жизненные пласты, а у каждой семьи они свои.

– Учитывая ваше избирательное отношение к трендам, есть ли тенденции, которые вам все-таки нравятся?

– Мне нравится возвращение к натуральным материалам, к природным текстурам. Я чувствую, что клиенты уже устали от пластика, ламината и натяжных потолков. Поэтому даже в бюджетных проектах мы делаем выбор в пользу шпонированных панелей для стен и инженерной доски для пола. Люди стремятся к уюту, защищенности, приватности. Например, с одной клиенткой мы перебрали очень много выключателей с разными звуками и в итоге выбрали самые бесшумные. 

Интересно, что после пандемии люди не хотят прикасаться к кранам, и появился запрос на сенсоры либо на устройства, которые можно открыть тыльной стороной руки. За этими тенденциями очень интересно наблюдать, но, в любом случае, тренды проходят, а индивидуальность остается.