На современном этапе формирования стратегического планирования и возрастающих социально-экономических, политических и экологических рисков, появляется объективная необходимость выхода на новый качественный уровень и принятие альтернативной стратегии развития, где одним из основных направлений может стать переход к экономике устойчивого развития, как ответ на глобальные климатические, экологические и социальные вызовы. Это развитие возможно только на основе комплексного подхода между тремя составляющими: экономический рост, социальное развитие и обеспечение экологической безопасности. Концептуальный подход к экономике устойчивого развития рассматривается в увязке концепции устойчивого развития и стратегии пространственного развития государства. При формировании стратегии пространственного развития России необходимо оценить сложившуюся систему расселения, содействовать развитию предпринимательства, инвестициям и кооперации, распространению лучших практик комплексного освоения территорий для гармонизации взаимодействия человека с природой.
Устойчивое развитие – это глобальное видение построения справедливого мира, предлагающее возможности формирования новых направлений предпринимательской активности и государственного регулирования. Необходимые условия: сохранение и возобновление природных ресурсов и здоровой среды обитания, обеспечение качества жизни с высоким уровнем всеобщего благосостояния, требующего глобального подхода в вопросах безопасности жизнеобеспечения. Уже сегодня, не перекладывая это на плечи будущих поколений, необходимо решать вопросу по осуществлению права каждого дышать чистым воздухом, питаться экологически чистыми продуктами и т.д. Дефицит природных ресурсов (в том числе водных, лесных, пищевых) ставит перед человечеством новые задачи. Сама природа при грамотном и умном отношении к ней способна дать человеку все, в чем он нуждается с помощью «природоподобных» технологий.
Устойчивое развитие, как новая парадигма, направленная на улучшение жизни людей, включает понятие экономики устойчивого развития.
Экономика устойчивого развития – это не средство конкурентной борьбы государств и компаний, а новая концепция развития на всех экономических уровнях: мега-уровень – планетарный, межнациональный, макроуровень – национальный, мезоуровень – отраслевой, региональный, микроуровень – от конкретного населенного пункта, предприятия до отдельного индивидуального предпринимателя. Зеленая экономика, синяя (голубая) экономика, экономика замкнутого цикла (циркулярная экономика), низкоуглеродная экономика и другие новые экономические модели – это концепции внутри экономики устойчивого развития.
Зеленая экономика — сформировавшееся в конце XX века направление в экономической науке, которое подчеркивает необходимость сокращения отрицательного воздействия экономической деятельности человека на среду его обитания и которое ставит во главу угла не экономический рост любой ценой, а устойчивость развития с минимальными рисками для окружающей среды. «Зеленая» экономика – новая экономическая парадигма – возникла в процессе формирования концепции устойчивого развития и имеет смысл в ее контексте. Главное в «зеленой» экономике – обеспечение сдвига промышленного производства в сторону нового технологического уклада, что означает, что «зеленая» экономика, по своей сути, выступает глобальным модернизационным проектом всех отраслей экономики [Кабир. 2020. С.5].
Голубая экономика – это устойчивое использование океанских ресурсов для экономического роста, улучшения условий жизни и создания рабочих мест при сохранении здоровья океанской экосистемы [Устойчивая]. Гюнтер Паули использует этот термин для «решений экологических проблем, основанных на более простых и чистых технологиях» [см.: Pauli. 2017]. Департаментом многостороннего экономического сотрудничества Минэкономразвития России сделан обзор международных практик устойчивого управления в концепции «синей экономики». Ее «особенностью […] является акцент на системном и устойчивом развитии отраслей экономики, связанных с использованием ресурсов мирового океана и морей» [см.: Концепция]. Общий консенсус в отношении понимания концепции «синей экономики» и использования потенциала Мирового океана для роста был впервые достигнут странами в рамках конференции ООН по устойчивому развитию «Рио+20» 2012 года. В 2015 году идея концепции легла в основу определения Целей устойчивого развития ООН, в частности, 14-я цель (далее – ЦУР 14) звучит как «сохранение и рациональное использование океанов, морей и морских ресурсов в интересах устойчивого развития».
Низкоуглеродная экономика, декарбонизированная экономика, LCE, НЭ — экономика, основанная на низкоуглеродных источниках энергии, имеющая минимальный объем эмиссии парниковых газов в атмосферу, в частности, двуокиси углерода. По мнению Тяглова С.Г., «в последнее время цель борьбы с изменением климата вышла на передний план повестки дня в области устойчивого развития, а это означает, что декарбонизация и энергоэффективность становятся все более актуальными для всех национальных и региональных экономик» [Tyaglov. 2023].
Экономика замкнутого цикла направлена на создание эффективной системы обращения с отходами производства и потребления изначально по принципу 3R (Reduce, Reuse, Recycle-рециклинг, регенерация и рекуперация) – «сокращай потребление или уменьшай образование отходов, используй повторно и перерабатывай», позднее принцип трансформировался в 9 R, добавились: Refuse – отказ от избыточного использования сырья, Repair – обслуживание и ремонт, Refurbish –
обновление, Remanufacture – производство новых продуктов из элементов старого, Repurpose – использование продукта для других целей, Recover – производство энергии из материалов. Конечной целью политики, основанной на «принципах R», является модель общества, где все ресурсы (полезные ископаемые, энергия, вода) будут использоваться настолько эффективно, что само понятие «отходы» перестанет существовать (Экономика. 2021).
Зеленая и синяя экономики, как и циркулярная, и низкоуглеродная, не могут стать сами по себе парадигмами, поскольку не меняют картину мира, определяющую существование этих концепций, возникших внутри парадигмы устойчивого развития. Так, зеленая экономика обеспечивает трансформационный переход к новому технологическому укладу, при применении «зеленых» технологий, которые оказывают наименьший вред окружающей среде, что соответствует концепции устойчивого развития. То же можно сказать о синей экономике, обеспечивающей рациональное использование океанов, морей и морских ресурсов, делающей возможным применение наилучших с экологической точки зрения технологий. Низкоуглеродная экономика основывается на низкоуглеродных источниках энергии, имея минимальный объем эмиссии парниковых газов в атмосферу. Модель экономики устойчивого развития – всеохватывающая модель, включающая в себя как экономические уровни (глобальный, макро- и микроуровни), так и новые экономические модели.
* * *
Сочетание опыта историка и экономиста позволило конкретизировать и выстроить структурно концепцию и модель экономики устойчивого развития – ESG-экономики. Научные достижения в экономической науке в сочетании с высоким инновационным потенциалом гибких сетей высокотехнологичных малых и средних производств позволяют оперировать на глобальном и локальном уровнях, переходить от частного к общему, от национальной экономики к экономике региона и города, от отраслевой – к экономике конкретного предприятия и проекта.
В результате анализа концептуальных подходов выяснилось, что используемые сейчас модели увеличивают экологические, климатические и связанные с ними социальные и экономические риски. Предлагаемая в этой статье экономическая модель учитывает экологические факторы, социальную устойчивость при повышении качества корпоративного управления, что в конечном итоге повышает качество жизни человека и оздоравливает экосистему.
Андрей Келлер, старший научный сотрудник Уральского федерального университета,
Ольга Старцева, эксперт-практик в сфере экологии и природопользовани