С чем столкнулись и как справились с необходимостью замещения импортных двигателей внутреннего сгорания российские предприятия после ухода из страны зарубежных вендоров? Об этом мы беседовали с Еленой Александровной Нечепоренко – генеральным директором АО «Красный пролетарий», находящегося в Башкирии, одного из первых заводов в России, который с прошлого года активно стал развивать на своей базе направление ремонта и производства двигателей и запасных частей, ориентируясь на реверс-инжиниринг.
– Елена Александровна, как сейчас обстоят дела у завода с такой давней и богатой историей?
– История АО «Красный пролетарий» действительно богатая. Началась еще в далеком и драматичном 1941 году в Стерлитамаке, что в Башкортостане. Много чего было с тех пор. Уже с 2014 года мы активно занимались производством собственных двигателей и запчастей. И в 2023 году это принесло первые значительные результаты: объем производства товарной продукции удвоился, увеличился объем экспорта, а выручка от производства возросла втрое.
Повторить? Легко!
– Сейчас одно из ключевых направлений нашей работы – ремонт иностранных двигателей, таких как американские Cummins и Caterpillar. Запасные части к ним пока поставляют Китай, Индия, Иран и другие страны. Но уверенности в том, что стабильность сроков поставки и качества будет сохраняться, нет. И причин тому много. Поэтому наш сегодняшний принцип: «Научиться все делать самостоятельно». Это означает, что изделия с характеристиками, позволяющими нам успешно конкурировать на рынке, необходимо разрабатывать с нуля. Тем более что качество продукции, поставляемой из других стран, зачастую невозможно отследить. Например, такие простые комплектующие, как вкладыши, используемые в ДВС. Дешевый вроде товар, но его значение для правильной работы двигателя огромно. И проблемы с качеством чреваты большими затратами. Притом конструкция несложная. Легко сможем повторить.
– Могу предположить, что не просто можете, но уже и начали это делать?
– Безусловно! В специализированной технике для угольной отрасли установлены в основном двигатели «Cummins КТА-50». В них установлены комплектующие, подлежащие периодической замене, в частности – резинотехнические изделия. И мы уже успешно освоили этот сегмент на уровне 60%. Нам удалось создать опытные образцы и восстановить участок РТИ для этих нужд. Будем и дальше развиваться в этом направлении. А с увеличением объемов производства планируем закупать дополнительное оборудование.
– Международная ситуация для отечественных производителей сейчас непростая. Ощущаете это на себе?
– Конечно, как и многие, сталкиваемся с проблемами. Во-первых, конечно, санкции. Не буду много об этом говорить – картина общеизвестна. Разрушаются привычные схемы работы, и это нелегко. Не закроешь глаза и на проблему недобросовестной порой конкуренции, когда некоторые иностранные производители основывают ее на простом снижении цены. И этому нечего противопоставить, кроме защиты российских производителей. Надо, наконец, ограничить ввоз импортной продукции при наличии на внутреннем рынке качественных аналогов. Если государственные программы и налоговые преференции не придут на помощь, зависимость от американских двигателей сменится зависимостью от других. А чем это лучше? То есть частные вроде бы проблемы все равно приводят к вопросам, связанным ни много ни мало как с экономическим суверенитетом страны. И, как бы это громко ни звучало, наши планы – это посильная лепта в его сохранение. А также – наш ответ на политику санкций.
– Елена Александровна, а какая обстановка на заводе с кадрами?
– Скажу честно: обстановка непростая. Если вещи называть своими именами, то это катастрофическая нехватка кадров, особенно квалифицированных специалистов с техническим образованием.
– Выступая недавно на Иннопроме в Екатеринбурге, вы рассказали, что просто набираете людей, а они начинают обучаться уже на производстве.
– Это очевидное решение в нынешней ситуации. А раз так – нужно это развивать. Но не только. Нужно готовить будущие кадры в учебных заведениях. И практика у нас в Башкортостане показала, что это, в принципе, несложно. Договариваемся, например, с колледжем о введении нужных нам программ по ряду специальностей и о последующем приеме выпускников на предприятие. А колледжей много. Как и школ. Я с одной школой уже заключила договор. Они обучают ребят по нужным нам направлениям, а мы гарантируем ребятам трудоустройство, достойную зарплату и полный соцпакет.
Другой кадровый резерв – активная работа с УФСИН, которая предоставляет нам кадры для решения производственных задач. Эти люди готовы обучаться и применять существующие навыки и знания на вверенном им участке. И надо сказать, хорошо работают, на совесть.
Узких специалистов мы уважаем и ценим
– Надо помнить о том, что самые замечательные люди не проявят себя без правильной технологии. Я дроблю задачи на маленькие части. То есть каждый у нас – узкий специалист, выполняющий одну операцию. Если хотите, это конвейер. Согласитесь, научить ремонтировать насос гораздо проще, чем научить ремонтировать двигатель целиком. Разумеется, это только первый шаг к профессиональной подготовке. Человек осваивает простую операцию. Затем ее можно поручить другому, который только начал обучение, а его перевести на выполнение более сложной работы. Так, шаг за шагом, постепенно он освоит все необходимые операции и станет универсальным специалистом, которому вскоре можно будет доверить ремонт и всего двигателя. Просто, верно?
– Какие планы у завода на ближайшие пять лет?
– Планов много! Первое приоритетное направление – проведение реверс-инжиниринга. Проще говоря, это предполагает изготовление аналогов ремонтируемой нами иностранной техники, снятой с производства или попавшей под санкции.
Второй приоритет – разработка и выпуск российского двигателя внутреннего сгорания для нефтегазовой отрасли и карьерной промышленности.
Наконец, третье приоритетное направление – это расширение собственной линейки насосного оборудования. Здесь мы планируем разработать и наладить выпуск оборудования для мобильных буровых установок. Да и заместить продукцию ушедших с российского рынка иностранных компаний в части питательных и сетевых насосов нам тоже по силам.
Естественно, мы не оторваны от глобальных процессов. Вся наша деятельность вписывается в логику национальной стратегии импортозамещения. О международных связях тоже не забываем. Развивается сотрудничество с партнерами из Казахстана. Вообще, планируем широкое освоение казахстанского рынка. Да и наше членство в Евразийской Ассоциации Бизнеса многое сулит и ко многому обязывает.
Уверена, что все это выведет завод на новый уровень. В конце концов, кто, если не мы?!